Всем привет! Я вернулась и очень рада приветствовать Вас!
Я рада, что Вы заглянули в гости к Фане!
Сегодня я расскажу Вам в каком чудесном месте я провела всё это время.
Будет много фотографий и истории, так что наберитесь терпения. Итак, я начинаю.
Сначала история.
Только отгремела Куликовская битва, в которой святой благоверный князь Димитрий Донской по заступничеству Пресвятой Богородицы и по молитвам преподобного Сергия Радонежского разгромил полчища Мамая.
В это время в Москву приезжает сурожский купец Стефан, по прозвищу Комра. Сын его также прозывался Комра, или Ховра, а внук имел уже фамилию Ховрин. Кто первым из них в начале XV века получил во владение вотчину на речке Лихоборке, мы не знаем, но известно, что в конце XVI века здесь была построена церковь во имя Великомученика Георгия. Строил её потомок Стефана Василий Третьяков-Ховрин. Эта церковь была сожжена отступниками в Смутное время.
Третьяковы владели усадьбой до первой половины XVII века. Далее владельцы менялись: 1646-1682г - стольник В.Б.Шереметьев, конец XVII в. - А.В.Голицына, А.В.Пронская, А.В.Пожарская, 1700-1758 гг. - Головины.
В 1700 году Ховрино по указу Петра I было подарено его сподвижнику, генерал-фельдмаршалу графу Федору Алексеевичу Головину, потомку Ховриных. По кончине графа село по наследству перешло его вдове Софье Никитичне, которая на старом ховринском погосте выстроила каменную Знаменскую церковь.
Головины заложили основы регулярной осевой планировки усадьбы Ховрино, посадили липовый парк и "плодовитый сад". Усадьбу с двух сторон фланкировали сельские улицы. Церковь стояла справа от барских построек, на берегу Лихоборки, окружённая кладбищем, на котором с конца XV века хоронили местных крестьян.
В 1811 году усадьбу приобрел князь Оболенский.
В скором времени началась Отечественная война, которая не обошла стороной и Ховрино. В 1812 году, когда Москва пылала в пожарах, наполеоновские солдаты нагрянули в усадьбу, ограбили её и сожгли, осквернили храм.
После окончания войны, не имея возможности восстановить сгоревшую усадьбу, Оболенский продал её в 1818 году Н.А. и Г.Д. Столыпиным. Последние изменили рельеф местности: на Лихоборке появился длинный широкий пруд. Отстроили новый дом, парк стал более компактным, полукруг фруктового сада был развёрнут на юг.
Шли годы, менялись хозяева. Столыпины (1818-1851), Жемчужниковы (1851-59)…
В предреформенное время старый уклад жизни рушился. Перерезавшая усадебный парк Николаевская железная дорога открыла путь в Ховрино дачникам. Крестьяне из землепашцев превращались в дачевладельцев, огородников, извозчиков, рабочих "чугунки" и фабрики в соседнем сельце Михалкове.
Поместье Ховрино, к счастью, не попало в руки перекупщиков и не было распродано по частям... Самая благоприятная эпоха в жизни ховринского имения наступила в 1859 году, после его покупки московским миллионером, фабрикантом Евграфом Владимировичем Молчановым.
Свою подмосковную усадьбу новый владелец, Евграф Владимирович Молчанов, устроил на широкую ногу. О строительстве усадьбы при нём написал в "Подмосковных прогулках" журналист А. Ярцев: "На голом почти, но красивом месте, благодаря красивым прудам и речке, был разбит парк. На тройках привозили сюда громадные деревья разных пород: кедры, пихты, лиственницы, сосны, тополя, всевозможные кустарники и проч. Запестрели клумбы цветов, выросли красивые беседки, мостики, гроты. Громадный трёхэтажный дом был отделан заново, выстроены и ещё несколько новых флигелей... Заведена была большая ферма, построены хозяйственные службы и водокачка."
Евграф Владимирович Молчанов, перестроил усадьбу, пригласив в Ховрино знаменитого архитектора. Старый храм на берегу пруда было решено снести. Для строительства новой церкви Быковский выбрал сухое возвышенное место, которое огибалось сельской дорогой (cейчас это поворот с Клинской улицы на Фестивальную).
Вероятно, Быковский перестроил в Ховрине весь усадебный комплекс и перепланировал парк. Но документально известно лишь о единственной постройке архитектора в усадьбе: о новой церкви Знамения. Проект её, подписанный Быковским 14 мая 1868 года, сохранился в Центральном историческом архиве г. Москвы.
Старый храм у пруда разобрали, места престолов традиционно обозначили каменными чвсовенными столбами-голубцами. Для новой церкви Молчанов пожертвовал участок земли на повороте усадебной дороги в сторону села Дегунина (теперь угол Клинской и Фестивальной улиц), который указал ему Быковский.
Молчанов не дожил до открытия церкви он умер, в 1869 году. В 1879 году его вдова, Елизавета Иосифовна, продала усадьбу, но продолжала заботиться о Знаменской церкви.
Чем же так поражал современников небольшой сельский ховринский храм? Чем он выделялся среди окрестных храмов, выстроенных в середине - второй половине XIX века в Дегунине, Бусинове, Аксиньине?
Знаток русской архитектуры второй половины XIX века, автор монографии о М.Д.Быковском Е.И.Кириченко секретом власти произведений этого художника над зрителем считает глубокую пронизанность их романтической взволнованностью.
Задуманный Быковским храм, несмотря на малые размеры, не был похож на обычную сельскую церковь. В облике храма слились черты московского барокко, итальянского ренессанса, византийского орнамента. В грандиозном ансамбле Ивановского монастыря, который Быковский строил в те же годы, и стилистически близком к нему Знаменском храме мечта о синтезе черт архитектуры разных эпох воплотилась с наибольшей последовательностью.
Высокий четверик на подклете завершён восьмериком, который окружают четыре звонницы. Пять куполов храма увенчаны золочёными маковицами. Фасады украсил белокаменный арочный фриз. Оси фасадов акцентированы четырьмя горельефами с изображениями Богоматери ("Знамение"), Спасителя, Николая Чудотворца и небесного покровителя Молчанова - мученика Евграфа. Западная паперть с венецианским окном и аркадой напоминала галереи Ивановского монастыря.
После постройки железнодорожной платформы Ховрино стало настоящим дачным местом. В молчановские дачи приезжала публика побогаче, в сельских домах летом жили мелкие чиновники, артисты, интеллигенция.
Купец С.Е.Панов, приобретший усадьбу в 1879 г., оказался мрачным самодуром, привыкшем на строительстве железных дорог иметь дело с уголовниками. Он притеснял ховринских крестьян так, что они, доведённые до отчаяния, хотели убить его. Сохранился архивный документ - жалоба Панова на священника Иоанна Поморцева, защищавшего местных крестьян, которые воспротивились тирании помещика таким отчаянным способом, как поджог барского дома.
В 1895 г., после смерти "дикого барина" Панова, усадьбу приобрёл 1-ой гильдии купец Митрофан Семёнович Грачёв.
Грачёв в очередной раз перепланировал, заново перестроил усадьбу.
В 1900 году на месте сожжённого дома по проекту выдающегося архитектора Л.А. Кекушева был выстроен великолепный дворец, прообразом которого стал знаменитый игорный дом в Монте-Карло. Ходили легенды, что владелец Ховрина выиграл целое состояние в карты.
Вновь отстроенную усадьбу с тех пор называют Грачёвкой.
В Ховрине по-прежнему процветала дачная жизнь. Оно являлось любимым местом отдыха писателей, художников, поэтов. 28 сентября 1897 года в церкви Знамения венчались поэт Валерий Брюсов с Иоанной Рунт.
М.С. Грачёв умер в 1899 г. Хозяйкой усадьбы вплоть до революции была его вдова Варвара Николаевна.
В 1918 г. Грачёвых из усадьбы выгнали, во дворце и службах разместился рабфак Петровской сельскохозяйственной академии (будущей ТСХА).
С 1928 г. - на территории усадьбы располагался санаторий.
Во время войны в здании размещался госпиталь.
С 1947 г. в главном доме усадьбы располагается больница восстановительного лечения.
В 1960 г. Ховрино вошло в состав Москвы. Сельские дома снесли, кладбище ликвидировали, некогда богатый рельеф исчез под кварталами пятиэтажек и высотных домов. Речку Лихоборку упрятали в трубу, пруд спустили, сильно пострадал усадебный парк. Дворец и другие строения Грачёвки поддерживались в относительном порядке.
Церковное здание было совершенно заброшено. Почерневшее от пожара, обезглавленное, оно предназначалось к сносу: земля по проекту отходила под эстакаду будущей скоростной трассы. Фабрику закрыли, в храме разместился склад. Территорию завалили металлоломом. Но строительство трассы отложили, и церковное здание уцелело.
В 1991 г. храм иконы Божией Матери "Знамение" был возвращён верующим и приходская жизнь в Ховрине возродилась. Восстановление храма длилось целое десятилетие, и вот он приобрёл свой первоначальный вид. На звонницах установлены купола и золочёные кресты: Осенью 2005 г. стены храма полностью освободились от строительно-реставрационных лесов.
В 1947 году территория усадьбы “Грачевка” и прилегающий парк площадью 32.0 Га переданы Московской областной клинике физических методов лечения.
В 1952 году Московская областная физиотерапевтическая больница переименована в Московскую областную больницу с сохранением ее физиотерапевтического профиля.
В 2004 года, после череды переименований, больница получила название: Московский областной клинический центр восстановительной медицины и реабилитации. В настоящее время - это многопрофильное специализированное учреждение нового типа, уникальное по своей структуре и комплексному подходу в решении современного направления - восстановительной медицины.
Наряду с основными задачами, администрация МОКЦВМиР уделяет огромное внимание вопросам сохранения и поддержания в должном порядке усадьбы "Грачевка", являющейся, прежде всего, историческим памятником и духовным наследием. Благодаря должному отношению, современная усадьба остается в прекрасном виде и по праву считается одной из архитектурно-исторических жемчужин Москвы и Подмосковья.
Краткая историческая справка
Владельцы усадьбы:
начало XVв. - Григорий Ховра
Вторая половина XVI- первая половина XVII в. - Третьяковы
1646-1682 - стольник В.Б.Шереметьев
конец XVII в. - А.В.Голицына, А.В.Пронская, А.В.Пожарская
1700-1758 - Головины
до 1811 - Е.П. Гольтштейн-Бек (в замужестве княгиня Барятинская)
1811-1818 - Оболенские
1818-1851 Н.А. и Г.Д.Столыпины
1859-1879 - Молчановы
1879-1892 - купец С.Е.Панов
1895-1917 - купцы Грачевы
Архитектура усадьбы:
господский дом Г.А.Кайзер по проекту Л.Н.Кекушева построен при Грачевых.
Местоположение усадьбы:
Москва, ул. Клинская, 2
Дорогие читатели! Прошу не журить меня за хаотично расположенные в тексте фотографии. Фотографии мои (кроме храма) и вписать их в исторический рассказ просто невозможно. В следующий раз я расскажу про тех, кто живет на территории МОКЦВМиР. Продолжение следует...
Во время прохождения реабилитации я, кончно же, не сидела сложа руки, а вышивала и шила. Скоро буду хвастаться.
А Вы заходите завтра!
Я Вам всегда рада!