Сегодня я хочу рассказать Вам о матрёшке.
Так случилось, что в уже далёкие 90-е годы прошлого века мне пришлось не только близко познакомиться с этой национальной игрушкой, но и заняться росписью. Времена были смутные, и каждый выживал, как мог. Кто-то ударился в торговлю, кто-то пытался организовать свой бизнес, кто-то разуверился в жизни и откровенно спился. В общем люди искали свою нишу, зарабатывали, чем могли, и развивали свои способности, как умели. Я решила попробовать себя в росписи матрёшек. Скажу сразу, большой прибыли это занятие мне не принесло, а вот массу удовольствия доставило. К тому же мне хотелось узнать как можно больше о матрёшке. И я стала собирать информацию. Теперь хочу поделиться с Вами тем, что знаю сама. Итак, начнём. Как всегда с вопросов.
Кто же она такая русская матрёшка? Откуда взялась? Когда и где впервые появилась матрёшка, кто её придумал? Почему деревянная раскладная кукла-игрушка называется «матрёшка»? Что символизирует? Вот и попробуем ответить на эти и другие вопросы.
У нас в России народ очень любит мифы. Пересказывать старые и сочинять новые. Мифы бывают разные – предания, легенды, бытовые сказки, повествования об исторических событиях, которые со временем приобретали новые подробности… не без украшательства со стороны очередного рассказчика. Нередко случалось так, что воспоминания людей о реальных событиях со временем обрастали поистине фантастическими, интригующими подробностями, напоминающими самый настоящий детектив. То же случилось и с такой известной русской игрушкой, как матрёшка.
С самых первых попыток найти внятные ответы оказалось невозможным – сведения о матрёшке оказались довольно запутанными. Так, например, существуют «Музеи матрёшки», в СМИ и в сети Интернет можно прочесть множество интервью и статей на эту тему. Но многочисленные публикации, как выяснилось, посвящены, в основном, различным художественным образцам матрёшки, изготовленным в разных регионах России и в разное время. Но мало что сказано об истинном происхождении матрёшки.
Версий-мифов о происхождении матрёшки, которые исправно переписываются под копирку и кочуют по страницам различных изданий, много, и переписывать ещё раз смысла не вижу.
Но одна из версий мне нравится больше других. На ней и хочу остановиться.
Японскую фигурку будто бы привезли с острова Хонсю в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево. Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.
Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину. Первую матрёшку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом Посаде. Раскрашенная гуашью, выглядит она не очень-то празднично.
Сначала у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь её сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой – Матрёна. Ещё говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. Переберите хоть тысячу имён – и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет!
Так случилось, что в уже далёкие 90-е годы прошлого века мне пришлось не только близко познакомиться с этой национальной игрушкой, но и заняться росписью. Времена были смутные, и каждый выживал, как мог. Кто-то ударился в торговлю, кто-то пытался организовать свой бизнес, кто-то разуверился в жизни и откровенно спился. В общем люди искали свою нишу, зарабатывали, чем могли, и развивали свои способности, как умели. Я решила попробовать себя в росписи матрёшек. Скажу сразу, большой прибыли это занятие мне не принесло, а вот массу удовольствия доставило. К тому же мне хотелось узнать как можно больше о матрёшке. И я стала собирать информацию. Теперь хочу поделиться с Вами тем, что знаю сама. Итак, начнём. Как всегда с вопросов.
Кто же она такая русская матрёшка? Откуда взялась? Когда и где впервые появилась матрёшка, кто её придумал? Почему деревянная раскладная кукла-игрушка называется «матрёшка»? Что символизирует? Вот и попробуем ответить на эти и другие вопросы.
У нас в России народ очень любит мифы. Пересказывать старые и сочинять новые. Мифы бывают разные – предания, легенды, бытовые сказки, повествования об исторических событиях, которые со временем приобретали новые подробности… не без украшательства со стороны очередного рассказчика. Нередко случалось так, что воспоминания людей о реальных событиях со временем обрастали поистине фантастическими, интригующими подробностями, напоминающими самый настоящий детектив. То же случилось и с такой известной русской игрушкой, как матрёшка.
С самых первых попыток найти внятные ответы оказалось невозможным – сведения о матрёшке оказались довольно запутанными. Так, например, существуют «Музеи матрёшки», в СМИ и в сети Интернет можно прочесть множество интервью и статей на эту тему. Но многочисленные публикации, как выяснилось, посвящены, в основном, различным художественным образцам матрёшки, изготовленным в разных регионах России и в разное время. Но мало что сказано об истинном происхождении матрёшки.
Версий-мифов о происхождении матрёшки, которые исправно переписываются под копирку и кочуют по страницам различных изданий, много, и переписывать ещё раз смысла не вижу.
Но одна из версий мне нравится больше других. На ней и хочу остановиться.
Японскую фигурку будто бы привезли с острова Хонсю в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево. Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.
Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину. Первую матрёшку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом Посаде. Раскрашенная гуашью, выглядит она не очень-то празднично.
Сначала у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь её сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой – Матрёна. Ещё говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. Переберите хоть тысячу имён – и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет!
Продолжение следует.
Заходите!
спасибо, за интересную информацию..)) всегда интересно узнать что-то новое о нашем прошлом..))
ОтветитьУдалитьМатрешки у тебя знатные!!!! Я твою поставила на самое видное место и всем хвастаюсь. А недавно ко мне заходила подруга-художник ,она тоже иногда подрабатывает народным промыслом.Так вот ,увидела твою красавицу и обомлела - очень тонкая работа.
ОтветитьУдалитьспасибо! Оч интересно!
ОтветитьУдалитьСпасибо! Я рада, что понравилось. :) Тогда я напишу продолжение.
ОтветитьУдалитьНадаже как интересно, смотрела когда-то передачу, что сейчас очень ценять коллекционеры именно авторские матрешки :))
ОтветитьУдалитьВика! Авторские работы всегда в цене. Да и цена у них частенько высокая. :)
ОтветитьУдалитьА мне не нравиться версия о японских корнях русской матрешки. А если точнее, то не вериться мне в нее
ОтветитьУдалитьЗато мы раньше научились вытачивать деревянные Пасхальные яйца! Это точно доказано!
ОтветитьУдалить